|
Еще одно толкование "Собачьего сердца" В повести
М.А.Булгакова "Собачье сердце" переплетаются фантастическое,
мистическое и реальное, комическое и трагическое, легкая ирония и язвительный
сарказм. Подобное сочетание отменяет возможность однозначной трактовки
действующих лиц и их поступков и создает своеобразный, мгновенно узнаваемый,
искрящийся всеми оттенками смеха художественный мир повести. В этом мире
совершаются драма пса Шарика и драма человека - профессора Преображенского. Но
читатель, став свидетелем драматических событий, чуть было не разрешившихся
трагически, не может сдержать смеха, как не может и не задуматься над причинами
сложившейся трагикомической ситуации.
Свет и тьма соседствуют и перетекают друг в
друга не только на московских улицах, но в квартире профессора Преображенского.
Шарик, впервые попавший в кабинет ученого, ослеплен убранством комнаты и ее
ярким освещением. И странно присутствие в кабинете, "залитом светом",
представителя ночной жизни - совы.
Члены домкома
иронично "раскрашиваются" Булгаковым по такому же контрастному
принципу: "черный" Швондер, "персиковая" Вяземская, и
"блондин" Пеструхин. Филипп Филиппович, сражающийся с домкомом,
постепенно багровеет, но в финале эпизода "красным" оказывается уже
Швондер. Между прочим, черный (брюнет) Швондер - изначально красный по своим
убеждениям.
Палитра,
используемая для описания обеда, выдержана в цветах:
"черная кайма семги и угрей", желтый оттенок сыра, красный - икры - и
белый - снег в "серебряной кадушке", хрусталь, белая скатерть,
салфетки - и темные бутылки, прозрачная водка - и красное вино, белое мясо
птицы и - "окровавленный ростбиф" и вишневая портьера - причем все
это залито "пучками стеклянного и серебряного света"
Кухня Дарьи
Петровны - контраст огненных красок, ослепительного сияния фальшивых
бриллиантов и черной плиты. В операционной - белый шар лампы, белое сияние,
освещающее седину профессора, скрывающуюся под белым колпаком, белое одеяние врачей
- и их руки в черных перчатках. Шарик, теряющий сознание, видит "розовых
псов": затем розовый цвет сменится интенсивным красным - цветом песьей
крови, окрасившей "белый куколь" Преображенского.
Конечно, мы
встретим в повести и другие цвета: зеленый, синий, кремовый, лазоревый, но
контрастность мира выражается именно контрастным столкновением белого, черного
и "огненного" (золотого и красного) цветов; причем черный и белый
соответствуют оппозиционным парам "тьма - свет" и "ад -
рай", а золотисто-красный объединяет пары в единое целое, так как огонь
ассоциируется прежде всего с адским "интерьером", а золотое сияние -
с райским. Впрочем, золото (деньги, богатство) - любимое средство Дьявола для
искушения человека, а Бог с помощью огня очищает землю от греха.
Обратимся теперь к композиции "Собачьего сердца",
так как именно она открывает читателю авторские намерения.
К восприятию
глобальности происходящего готовят читателя в 1-й главе (своеобразном прологе к
"драме") декорации вселенского катаклизма : вечер, снег, ветер,
вьюга, взметающая буквы плаката, буржуй и пес, безродный и бездомный . Основные
события главы даны глазами собаки, но иногда в ее внутренний монолог вплетается
речь автора. Вьюга словно смешивает потоки речи, и читатель не сразу понимает,
кому из повествователей принадлежат те или иные оценки.
2-4-я главы - первый акт "драмы". Во 2-й и 3-й мы
неторопливо знакомимся с обитателями дома на Пречистенке, с образом их жизни и
мыслей и, конечно, с характером пса Шарика. Характер собаки, ее психологические
особенности раскрываются через ее восприятие событий и отношение к ним. Но мир,
разрушаемый разбушевавшимися стихиями, гораздо шире и сложнее, чем
представляется псу, и об этой сложности мы начинаем догадываться благодаря
голосу автора-повествователя, ведущего рассказ в этих главах и передающего
чувства и оценки собаки традиционно - с помощью прямой речи. Сам автор избегает
прямых оценок происходящего; его ироническая улыбка - в деталях композиции, в
столкновении реплик, в авторских "ремарках" к действиям.
4-я глава -
кульминация и развязка первого акта "драмы" - операция и
предполагаемая смерть Шарика. Эта сцена излагается непосредственно автором-повествователем,
подмечающим в своих героях самые противоречивые черты и создающим у читателя
неоднозначное впечатление от происходящего: начиная с ужаса перед кровавой
операцией и заканчивая восхищением мастерством профессора.
Второй акт, как и
первый, открывается прологом, роль которого играет дневник доктора Борменталя
(5-я глава). Автор-повествователь отдает рассказ о чудесном превращении собаки
в человека профессионалу, отмечающему факты, но еще не обладающему опытом и
проницательностью своего учителя - профессора Преображенского. Переполняющие
Борменталя восхищение, недоумение, надежды отражаются в изменении его почерка,
что и отмечает автор, якобы не берущийся судить о фантастических событиях.
Подобный прием интригует читателя, который вместе с Борменталем и
Преображенским пытается разобраться в происходящем.
В 6-9-й главах
рассказ об эволюции "нового человека" ведет сам автор - единственный,
кто может держать в поле зрения всех персонажей и объективно изложить все
детали совершающейся драмы. Конец 9-й главы рассказывает о новой операции,
вызванной покушением Шарикова на жизнь своих создателей.
Необходимо
отметить параллелизм событий в первой и второй частях повести: выбор имени
(Шарик - Полиграф Полиграфович Шариков); посещения Филиппа Филипповича
домкомом; безобразие, учиненное Шариком-Шариковым (сова - кот); обеды;
размышления профессора перед операциями; разговоры с доктором Борменталем;
операции. Композиция подчеркивает изменения, происходящие за небольшой отрезок
времени в доме и в людях.
Завершает повесть
эпилог, в котором ситуация, благодаря чудесному мастерству профессора
Преображенского, возвращена к исходному состоянию первой части, - двойное
кольцо замкнулось. Но тут же Булгаков намекает читателю на то, что возможен
новый эксперимент, - финал, таким образом, остается открытым. | |