Ваша любимая экранизация по Булгакову?
Всего ответов: 1260
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
1926 г.
1 января - Булгаков заключает договор со Студией Е. Б. Вахтангова на комедию "Зойкина квартира".
2 января - читает текст "Зойкиной квартиры" труппе вахтанговцев.
18 января - начало публикации рассказа "Вьюга" в журнале "Медицинский работник". Окончание публикации - 25 января.
26 января - согласие руководителей Художественного театра на начало репетиций "Белой гвардии".
29 января - чтение Булгаковым третьей редакции пьесы "Белая гвардия" новому составу исполнителей.
30 января - заключает договор с Московским Камерным театром на пьесу "Багровый остров".
Конец января - февраль - репетиции "Белой гвардии" во МХАТе.
12 февраля - выступление на диспуте "Литературная Россия" в Колонном зале Дома Союзов. Согласно донесению неизвестного осведомителя ОГПУ, Булгаков, как и выступивший на диспуте писатель и литературовед Виктор Борисович Шкловский, требовал прекратить "фабрикацию "красных Толстых" и утверждал: "Пора перестать большевикам смотреть на литературу с узкоутилитарной точки зрения и необходимо, наконец, дать место в своих журналах настоящему "живому слову" и "живому писателю". Надо дать возможность писателю писать просто о "человеке", а не о политике".
21 февраля - чтение Булгаковым фельетона "Похождения Чичикова" на вечере литературного юмора в Политехническом музее.
2 марта - заключение Булгаковым договора с МХАТом на пьесу "Собачье сердце" - инсценировку одноименной повести.
Первая половина марта - начало репетиций "Зойкиной квартиры в Театре им. Евг. Вахтангова. Продолжение репетиций "Белой гвардии" в Художественном театре.
26 марта - показ первых двух актов спектакля "Белая гвардия" К. С. Станиславскому.
10 апреля - Булгаков заключает договоры на постановку пьес "Белая гвардия" и "Зойкина квартира" в ленинградском Большом драматическом театре.
24 апреля - первая генеральная репетиция "Зойкиной квартиры" в Театре им. Евг. Вахтангова. Принято решение о переработке пьесы.
26 апреля - выход в свет второго издания сборника "Дьяволиада".
Апрель - работа Булгакова над пьесой "Багровый остров".
7 мая - обыск в комнате Булгакова в Обуховом переулке, произведенный сотрудниками ОГПУ. Изъяты машинописные экземпляры повести "Собачье сердце" и рукопись булгаковского дневника (возвращены писателю три с лишним года спустя, не ранее 3 августа 1929 г. и не позднее начала марта 1930 г., по ходатайству Алексея Максимовича Горького, после чего дневник Булгаков уничтожил).
9 мая - отъезд Булгакова в Ленинград.
10 мая - выступает на литературно-художественном вечере в Большом зале Ленинградской филармонии с чтением фельетона "Похождения Чичикова". В вечере также принимают участие ленинградские писатели Михаил Михайлович Зощенко, Евгений Иванович Замятин и Анна Андреевна Ахматова, с которыми познакомился Булгаков (с Ахматовой и Замятиным он в дальнейшем подружился).
11-12 мая - пребывание Булгакова в Ленинграде. Договоренность об издании сборника фельетонов в юмористической иллюстрированной библиотеке журнала "Смехач". Переговоры с ленинградскими театрами о постановке уже написанных и создании новых пьес.
13 мая - возвращение из Ленинграда и вызов к следователю ОГПУ для дачи показаний.
15 мая - публикация фельетона "Акафист нашему качеству" в вечернем выпуске " Красной газеты".
4 июня - письмо Булгакова Совету дирекции МХАТа, где драматург выступает против исключения петлюровской сцены из пьесы "Белая гвардия" и перемены названия пьесы на "Перед концом". В случае отказа требует снять пьесу с постановки. На это письмо сохранился шуточный ответ члена Высшего совета МХАТа В. В. Лужского: "Что Вы, милый наш мхатый, Михаил Афанасьевич? Кто Вас так взвинтил?"
24 июня - первая закрытая генеральная репетиция с декорациями и оркестром пьесы "Белая гвардия".
25 июня - разрешение Главреперткома на постановку "Белой гвардии".
26 июня - закрытие сезона в Художественном театре и перерыв в репетициях "Белой гвардии".
Конец июня - начало июля - переезд Булгакова с женой на новую квартиру по адресу: Малый Левшинский переулок, 4, кв.1.
Июль - выход сборника рассказов и фельетонов Булгакова в 15-й книжке библиотеки ленинградского юмористического иллюстрированного журнала "Смехач" ("Рассказы библиотеки "Смехач").
20 июля - начало публикации рассказа "Тьма египетская" в журнале "Медицинский работник". Окончание публикации - 27 июля.
Июль - август - переписка Булгакова с режиссером Театра им. Евг. Вахтангова А. Д. Поповым по поводу пьесы "Зойкина квартира". Работа над переделкой текста "Зойкиной квартиры" на даче супругов Понсовых в Крюково под Москвой.
12 августа - начало публикации рассказа "Звездная сыпь" в журнале "Медицинский работник". Завершение публикации - 19 августа.
24 августа - совещание Булгакова с руководством МХАТа о продолжении репетиций " Белой гвардии". Принятие нового названия пьесы - "Дни Турбиных" ("Белая гвардия").
Конец августа - начало сентября: репетиция "Дней Турбиных" в Художественном театре.
10 сентября - завершение работы над текстом пьесы и утверждение ее окончательного названия - "Дни Турбиных".
12 сентября - начало публикации рассказа "Полотенце с петухом" в журнале "Медицинский работник". Окончание публикации - 18 сентября.
15 сентября - чтение Булгаковым нового варианта комедии "Зойкина квартира" вахтанговской труппе.
17 сентября - первая открытая генеральная репетиция "Дней Турбиных" во МХАТе с приглашением представителей Главреперткома.
22 сентября - вызов Булгакова на допрос в ОГПУ. На допросе он, в частности, показал: "На крестьянские темы я писать не могу потому, что деревню не люблю. Она мне представляется гораздо более кулацкой, нежели это принято думать. Из рабочего быта мне писать трудно. Я быт рабочих представляю себе хотя и гораздо лучше, нежели крестьянский, но все-таки знаю его не очень хорошо. Да и интересуюсь я им мало и вот по какой причине: я занят. Я очень интересуюсь бытом интеллигенции русской, люблю ее, считаю хотя и слабым, но очень важным слоем в стране. Судьбы ее мне близки, переживания дороги. Значит, я могу писать только из жизни интеллигенции в советской стране. Но склад моего ума сатирический. Из-под пера выходят вещи, которые порою, по-видимому, остро задевают общественно-коммунистические круги. Я всегда пишу по чистой совести и так, как вижу. Отрицательные явления жизни в советской стране привлекают мое пристальное внимание, потому что в них я инстинктивно вижу большую пищу для себя (я - сатирик)".
23 сентября - генеральная репетиция "Дней Турбиных" в Художественном театре с приглашением публики, прессы, высшего театрального руководства и представителей правительства.
25 сентября - официальное разрешение "Дней Турбиных".
Конец сентября - начало октября - последние генеральные репетиции "Дней Турбиных", сопровождавшиеся некоторыми изменениями в тексте.
2 октября - начало публикации рассказа "Пропавший глаз" в журнале "Медицинский работник". Окончание публикации - 12 октября.
5 октября - премьера пьесы "Дни Турбиных" во МХАТе. После премьеры - фотографирование Булгакова в мастерской М. Наппельбаума (на фотографии драматург - с моноклем в глазу). Банкет по случаю премьеры "Дней Турбиных" с участием Булгакова и Л. Е. Белозерской на квартире актера МХАТа В. А. Степуна (Сивцев Вражек, 41). В октябре "Дни Турбиных" прошли 13 раз, в ноябре и декабре - по 14 раз.
11 октября - диспут о "Днях Турбиных" в Доме печати под названием "Суд над "Белой гвардией"".
21 октября - разрешение Главреперткомом пьесы "Зойкина квартира".
28 октября - премьера "Зойкиной квартиры" в Театре им. Евг. Вахтангова. 10 ноября - отклонение президиумом коллегии Наркомата просвещения просьбы Булгакова о разрешении к постановке в провинции пьесы "Зойкина квартира".
17 ноября - Булгаков получает первые авторские гонорарные отчисления за постановку "Дней Турбиных" после погашения ранее выданных МХАТом авансов.
18 ноября - вызов и допрос Булгакова в ОГПУ.
26 ноября - в качестве крестного отца Булгаков участвует в крещении по православному обряду младшей дочери своей сестры Н. А. Земской (Булгаковой) Елены. В качестве крестной матери выступает младшая сестра Булгакова Елена (Леля) Афанасьевна Булгакова (в замужестве - Светлаева).
8 декабря - начало публикации рассказа "Я убил" в журнале "Медицинский работник". Окончание публикации - 12 декабря.
Декабрь - начало работы над пьесой, в окончательной редакции получившей название "Бег". Продолжение работы над пьесой "Багровый остров". Выход в свет в издательстве "Земля и Фабрика" сборника рассказов Булгакова "Трактат о жилище". Разрешение к постановке пьесы "Зойкина квартира" в театрах Киева, Свердловска, Ростова-на-Дону, Баку, Саратова, Симферополя, Тифлиса, Риги. Публикация булгаковской "Автобиографии", написанной в октябре 1924 г., в сборнике "Писатели. Автобиографии и портреты современных прозаиков", вышедшем в московском издательстве "Время" под редакцией В. Г. Лидина (ранее, в 1925 г., данная "Автобиография" публиковалась в справочнике Е. Ф. Никитиной "Русская литература от символизма до наших дней", вышедшем в московском издательстве "Никитинские субботники"). Булгаков знакомится с философом и филологом Павлом Сергеевичем Поповым, ставшим в дальнейшем его ближайшим другом и первым биографом. Попов делает со слов Булгакова биографические записи.

1927 г.
14 января - юбилейный 50-й спектакль "Дней Турбиных" во МХАТе.
7 февраля - выступление Булгакова на диспуте ""Дни Турбиных" и "Любовь Яровая"" в Театре им. В. Э. Мейерхольда.
Февраль - завершение пьесы "Багровый остров".
Февраль - март - встречи Булгакова с приехавшим в Москву М. А. Волошиным.
4 марта - Булгаков сдает пьесу "Багровый остров" в Московский Камерный театр.
Март - апрель - работает над первой редакцией будущей пьесы "Бег", называвшейся тогда "Рыцарь Серафимы" ("Изгои").
19 апреля - МХАТ расторгает договор с Булгаковым на инсценировку "Собачьего сердца" в связи с запретом повести и требует вернуть аванс.
Конец апреля - Булгаков заключает договор с МХАТом на пьесу "Рыцарь Серафимы" ("Изгои") с обязательством представить текст не позднее 20 августа, причем аванс, выданный ранее в счет договора на инсценировку "Собачьего сердца", теперь считается выданным в счет договора на новую пьесу.
Май - июль - отдых Булгакова с женой в Судаке в Крыму на даче композитора А. А. Спендиарова.
13 мая - Булгаков посещает Дом-музей А. П. Чехова в Ялте и оставляет следующую запись в альбоме памятных гостей музея, адресованную сестре писателя Марии Павловне Чеховой: "Напрасно вы надеетесь, дорогая Мария Павловна, что я "умру по дороге"! Я не умру и вернусь в Ялту за обещанным Вами письмом Антона Павловича!"
1 августа - Булгаков заключает договор с застройщиком А. Ф. Стуем на аренду трехкомнатной квартиры по адресу: Большая Пироговская улица, 35-6, кв. 6. Переезд Булгаковых на новую квартиру состоялся в конце августа.
17 сентября - известие о снятии "Дней Турбиных". Вскоре это решение было отменено.
20 октября - возобновление "Дней Турбиных" во МХАТе.
Октябрь - постановка пьесы "Семья Турбиных" (один из промежуточных вариантов названия пьесы "Дни Турбиных") в Риге в Театре русской драмы.
Ноябрь - выход в Риге отдельным пиратским изданием романа "Белая гвардия", которому было дано второе название "Дни Турбиных" и конец, придуманный по канве пьесы.
9 ноября - снятие с репертуара пьесы "Зойкина квартира" в Театре им. Евг. Вахтангова.
Начало декабря - Булгаков выходит из Московского общества драматических писателей и композиторов (МОДПиК) в знак протеста против позиции его председателя наркома просвещения А. В. Луначарского, резко критиковавшего "Дни Турбиных" и воспрепятствовавшего постановке пьесы во время гастролей МХАТа во Франции. Вступает в Драмсоюз.
9 декабря - начало публикации в журнале "Медицинский работник" рассказа "Морфий". Публикация была продолжена 17 и 23 декабря.
Декабрь - в Париже в издательстве "Конкорд" по соглашению с Булгаковым выходит первый том романа "Белая гвардия" (второй том вышел в 1929 г.). Начало борьбы Булгакова против бывшего издателя "России" 3. Л. Каганского и связанных с ним иностранных издателей за авторские права на роман "Белая гвардия", пьесу "Дни Турбиных" и другие произведения.

1928 г.
2 января - Булгаков заключает договор с МХАТом на пьесу "Бег".
Январь - начало работы Булгакова над статьей "Драматург и критика", которая в дальнейшем получила название "Премьера" и была уничтожена автором 26 сентября. Статья предназначалась для театрального альманаха Драмсоюза, готовившегося Е. И. Замятиным и А. Р. Кукелем. Как писал Булгаков Замятину 27 сентября, сообщая о сожжении "Премьеры", "при живых людях, окружающих меня, о направлении в печать этого опуса речи быть не может".
Январь - февраль - работа над пьесой "Бег".
Середина февраля - Булгаков подает заявление в административный отдел Моссовета заявление о двухмесячной поездке за границу для устройства своих издательских и постановочных дел.
1 марта - Булгаков заключает с МХАТом новый договор на пьесу "Бег".
8 марта - Административный отдел Моссовета отказывает Булгакову в выезде за границу.
16 марта - Булгаков сдает текст пьесы "Бег" в Художественный театр.
Апрель - поездка Булгакова в Ленинград по поводу постановки пьесы "Бег" в Большом драматическом театре. Возобновление "Зойкиной квартиры" в Театре им.Евг. Вахтангова.
21 апреля - середина мая - поездка Булгакова с женой на Кавказ. Посещение Тифлиса, Батума, Зеленого Мыса, Владикавказа, Гудермеса.
18 мая - решение Главреперткома о запрете пьесы "Бег".
17 июня - решение Главреперткома о снятии пьес "Дни Турбиных" и "Зойкина квартира".
Вторая половина августа - поездка Булгакова в Одессу и Киев.
22 августа - чтение Булгаковым пьесы "Бег" Художественному совету Театра русской драмы в Одессе.
24 августа - Булгаков заключает договор на постановку пьесы "Бег" в Киевском Русском театре.
11 сентября - 200-е представление "Дней Турбиных" во МХАТе.
26 сентября - разрешение Главреперткомом пьесы "Багровый остров".
9 октября - обсуждение пьесы "Бег" Художественным советом МХАТа и членами Главреперткома с участием А.М. Горького.
8 октября - Булгаков дает берлинскому издательству Ладыжникова разрешение на перевод на немецкий язык пьесы "Зойкина квартира". Двусмысленная фраза в этом письме: "Настоящим письмом разрешаю Издательству Ladyschnikowa перевод на немецкий язык моей пьесы "Зойкина квартира", включение этой пьесы в число пьес этого издательства и охрану моих авторских интересов на условиях, указанных в письме Издательства Ladyschnikowa от 3-го октября 1928 года" позволило тесно связанному с издательством Ладыжникова 3. Л. Каганскому трактовать разрешение Булгакова как передачу авторских прав на все произведения и получать на свой счет значительную часть зарубежных булгаковских гонораров. В письме от 3-го октября издательство Ладыжникова выражало готовность взять представительство интересов Булгакова по поводу всех его пьес, и драматург попался в ловушку.
11 октября - разрешение Главреперткомом пьесы "Бег". Начало репетиций "Бега" во МХАТе и ленинградском Большом драматическом театре.
24 октября - окончательное запрещение Главреперткомом пьесы "Бег".
9 декабря - закрытый просмотр спектакля "Багровый остров" в московском Камерном театре.
11 декабря - премьера "Багрового острова".
Декабрь - возникновение замысла романа, позднее названного "Мастер и Маргарита".

1929 г.
25 января - последняя репетиция пьесы "Бег" во МХАТе.
2 февраля - И. В. Сталин пишет письмо драматургу В. Н. Билль-Белоцерковскому, в ответ на его обращение по поводу "Бега", выступая против постановки пьесы.
28 февраля - Булгаков знакомится с Еленой Сергеевной Шиловской, своей будущей третьей женой. Знакомство происходит на квартире художников Моисеенко (Большой Гнездниковский переулок, 10). Первое упоминание в донесении неизвестного осведомителя ОГПУ о работе Булгакова над ранней редакцией будущего романа "Мастер и Маргарита".
6 марта - публикация решения Главреперткома о снятии с репертуара всех пьес Булгакова.
17 марта - последнее, 198-е представление "Зойкиной квартиры" в Театре им. Евг. Вахтангова. Более эта пьеса при жизни Булгакова не возобновлялась.
Апрель - снятие с репертуара "Дней Турбиных".
8 мая - Булгаков сдает в издательство "Недра" главу "Мания фурибунда" из романа "Копыто инженера" (будущего "Мастера и Маргариты"), подписанную псевдонимом "К. Тугай". Публикация не была осуществлена. Начало июня - последнее представление "Багрового острова" в Московском Камерном театре. Спектакль более не восстанавливался при жизни драматурга.
Начало июля - Булгаков пишет письма-заявления И. В. Сталину, М. И. Калинину, начальнику Главискусства А. И. Свидерскому, А. М. Горькому с просьбой разрешить выезд из СССР, поскольку на родине невозможно добыть средства к существованию. В конце июля Свидерский беседует с Булгаковым.
3 августа секретарь ЦК А. П. Смирнов предлагает Политбюро Булгакова за границу не выпускать, а перейти к "линии на привлечение его к исправлению".
3 сентября - Булгаков пишет письмо секретарю ЦИК СССР А. С. Енукидзе и А. М. Горькому с просьбой походатайствовать о разрешении выехать за границу.
28 сентября - повторное письмо А. М. Горькому по поводу выезда из страны.
Сентябрь - работа Булгакова над неоконченной повестью "Тайному другу", обращенной к Е. С. Шиловской. Впоследствии эта повесть послужила основой для "Театрального романа", став как бы его первой редакцией.
2 октября - подает заявление о выходе из Всероссийского Союза писателей.
14 октября - дирекция МХАТа расторгает договор с Булгаковым на постановку пьесы "Бег" и требует вернуть аванс.
Октябрь - Булгаков начинает работу над пьесой о Мольере.
6 декабря - закончена первая рукописная редакция пьесы о Мольере "Кабала святош".
Декабрь - перепечатка и чтение пьесы "Кабала святош" Булгаковым на своей квартире и на квартире Н. Н. Лямина. Доработка текста перед подачей "Кабалы святош" в Главрепертком. Возникновение у Булгакова замысла пьесы "Блаженство". Создание первых глав романа "Театр" - ранней редакции "Театрального романа".

1930 г.
Январь - в письмах к брату Николаю в Париж Булгаков сообщает о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжелом материальном положении.
19 января - рассказывает о содержании пьесы "Кабала святош" на совещании литературно-репертуарного комитета МХАТа.
Конец января - начало февраля - встречи Булгакова с писателями Е. И. Замятиным и Борисом Андреевичем Пильняком.
11 февраля - чтение Булгаковым пьесы "Кабала святош" (второе название - "Мольер") в Драмсоюзе.
18 марта - Булгаков получает из Главреперткома письмо, где сообщается о запрете "Кабалы святош". Сжигает черновики комедии "Блаженство", "романа о дьяволе" ("Копыто инженера") и начало романа "Театр".
28 марта - Булгаков пишет письмо Правительству СССР с просьбой определить его судьбу и, либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать режиссером-ассистентом во МХАТе.
3 апреля - Булгаков подписывает договор с Театром рабочей молодежи (ТРАМ) о работе с 1 апреля консультантом.
17 апреля - принимает участие в похоронах Владимира Владимировича Маяковского, застрелившегося 14 апреля.
18 апреля - Булгакову позвонил И. В. Сталин. В разговоре было решено, что драматург обратится с просьбой зачислить его режиссером-ассистентом во МХАТ.
10 мая - Булгаков подает заявление в дирекцию Художественного театра и зачисляется на должность режиссера.
Май - работа Булгакова над первым вариантом инсценировки гоголевских "Мертвых душ" для МХАТа.
7 июля - Художественный совет МХАТа отвергает первую редакцию булгаковской инсценировки "Мертвых душ".
14 июля - 3 августа - поездка Булгакова с ТРАМом в Крым, в Мисхор.
Август - сентябрь - работа Булгакова над "Мертвыми душами". Обсуждение с завлитом ленинградского Красного театра Е. М. Шереметьевой будущей пьесы "Адам и Ева". Возвращение к замыслу инсценировки романа Льва Толстого "Войны и мира".
Октябрь - поездка Булгакова в Ленинград, встреча с руководством Красного театра.
31 октября - чтение Булгаковым во МХАТе второй редакции инсценировки "Мертвых душ".
Ноябрь - доработка Булгаковым инсценировки "Мертвых душ" по замечаниям Художественного совета МХАТа. 2 декабря - первая репетиция "Мертвых душ" на сцене МХАТа.
28 декабря - Булгаков пишет стихотворный отрывок "Funerailles" ("Похороны").
Декабрь - начало января 1931 г. - встреча Булгакова с Е. С. Шиловской в подмосковном доме отдыха. Продолжение работы над "Мертвыми душами" и начало работы над пьесой "Адам и Ева".
1931 г.
Январь - февраль - репетиции "Мертвых душ" во МХАТе.
25 февраля - разрыв Булгаковым отношений с Е. С. Шиловской по настоянию ее второго мужа, крупного военачальника Е. А. Шиловского.
15 марта - Булгаков увольняется из ТРАМа по собственному желанию.
18 марта - подает заявление в дирекцию МХАТа с просьбой зачислить в актерский состав театра.
17 апреля - Булгаков подписывает соглашение с Московским передвижным санитарно-просветительным театром Института санитарной культуры (Мясницкая, 42) о режиссерской работе над пьесой писательницы Натальи Алексеевны Венкстерн "Одиночка".
30 мая - Булгаков пишет письмо Сталину письмо с просьбой о заграничном отпуске и размышлениями о своей творческой судьбе. Письмо осталось без ответа.
5 июля - Булгаков подписывает договор "на пьесу о будущей войне", впоследствии названную "Адам и Ева", с ленинградским Красным театром.
8 июля - заключает договор с Театром им. Евг. Вахтангова на пьесу о будущей войне.
10-22 июля - Булгаков вместе с Л. Е. Белозерской отдыхает на даче Н. А. Венкстерн в г. Зубцов на Волге. Работает над пьесой "Адам и Ева" и поправками к пьесе "Кабала святош".
22 августа - завершение первой рукописной редакции "Адама и Евы".
Сентябрь - поездка Булгакова в Ленинград, заключение договора на инсценировку "Войны и мира" с Большим драматическим театром. Чтение пьесы "Адам и Ева" дирекции Красного театра. Пьеса не была принята. Сентябрь - начало ноября - продолжение работы Булгакова над "Кабалой святош", "Адамом и Евой" и инсценировкой "Мертвых душ".
Осень - чтение Булгаковым пьесы "Адам и Ева" в Театре им. Евг. Вахтангова. Присутствовавший на чтении глава Военно-воздушных сил Красной Армии Я. И. Алкснис заявляет, что пьесу нельзя ставить, так как по ходу действия гибнет Ленинград. 30 сентября - Булгаков направляет А. М. Горькому исправленный по замечаниям Главреперткома экземпляр пьесы " Мольер", названной так, поскольку, как сообщает он в сопроводительном письме, "предложено заменить название "Кабала святош" другим".
3 октября - разрешение Главреперткомом пьесы "Мольер".
12 октября - Булгаков заключает договор с Большим драматическим театром на постановку "Мольера".
15 октября - заключение договора с МХАТом на "Мольера".
2 ноября - Булгаков заключает договор с Бакинским Рабочим театром на постановку " Адама и Евы", которая не была осуществлена.
14 ноября - участвует в проводах Е. И. Замятина и его жены, Л. Н. Замятиной, отъезжающих за границу. Конец ноября - отсылает в Красный театр вторую редакцию "Адама и Евы".
Декабрь - репетиции "Мертвых душ" во МХАТе по тексту второй редакции инсценировки. Булгаков участвует в них в качестве режиссера-ассистента. Получает телеграмму из ленинградского Красного театра об отказе ставить "Адама и Еву", так как пьеса не прошла цензуру.
22 декабря - Булгаков начинает работу над инсценировкой "Войны и мира", отметив в рукописи, что впервые пытался инсценировать роман Л. Н. Толстого 24 сентября 1921 г.

1932 г.
15 января - звонок Булгакову администратора МХАТа Ф. Н. Михальского с сообщением, что правительство приняло решение возобновить "Дни Турбиных".
Начало февраля - договор с МХАТом об инсценировке "Войны и мира".
11 февраля - первая публичная генеральная репетиция новой постановки "Дней Турбиных" во МХАТе.
18 февраля - первый спектакль возобновленных "Дней Турбиных".
25 февраля - Булгаков завершил работу над инсценировкой "Войны и мира" и 27 февраля отослал ее в Ленинград в Большой драматический театр. Постановка ни там, ни в Художественном театре не была осуществлена.
14 марта - дирекция Большого драматического театра сообщает Булгакову об отклонении пьесы "Мольер" и о расторжении договора.
31 марта - начало репетиций "Мольера" в Художественном театре.
9 мая - Булгаков заключает договор с московской киностудией "Межрабпромфильм" на переделку диалогов в звуковой картине "Восстание рыбаков" и 18 мая сдает на киностудию переписанные диалоги 1-й части сценария.
11 июля - заключает договор с издательским объединением "Жургаз" на создание биографии драматурга Жана Батиста Мольера для серии "Жизнь замечательных людей".
18 июля - заключение Булгаковым договора с Театром-студией Ю. А. Завадского на перевод пьесы Мольера "Мещанин во дворянстве". В счет этого договора Булгаков написал по канве "Мещанина во дворянстве" пьесу "Полоумный Журден" - вольный перевод мольеровского произведения.
Июль - август - работа над книгой о Мольере. Возобновление связи Булгакова с Е. С. Шиловской. Сентябрь - начало работы над пьесой "Полоумный Журден".
1 октября - публикация в вечернем выпуске "Красной газеты" отрывка из пьесы "Бег" ("Сон седьмой"). 3 октября - развод Булгакова с Л. Е. Белозерской.
4 октября - регистрация брака с Е. С. Шиловской, принявшей фамилию Булгакова.
15-28 октября - поездка Булгакова с женой в Ленинград для решения вопросов, связанных с постановкой там "Мертвых душ" и "Бега". Чтение "Мертвых душ" в Красном театре. Возобновление работы над будущим "Мастером и Маргаритой".
Конец октября - переезд Е. С. Булгаковой с младшим сыном Сергеем в квартиру Булгакова на Большой Пироговской улице.
18 ноября - Булгаков заканчивает пьесу "Полоумный Журден". Ее постановка не была осуществлена.
25 ноября - перерыв репетиций "Мольера" во МХАТе.
28 ноября - премьера инсценировки "Мертвых душ" в Художественном театре.
Зима 1932/33 г. - продолжение работы Булгакова над романом "Мастер и Маргарита".

1933 г.
5 марта - заканчивает биографию "Мольер".
8 марта - сдача биографии "Мольер" в редакцию "ЖЗЛ".
10 марта - возобновление репетиций пьесы "Бег" во МХАТе.
Конец марта - Булгаков присутствует на вечере, устроенном в его честь британским подданным Сиднеем Бенабу, находящемся в Москве по делам Главконцескома. В связи с этим особый отдел ОГПУ, подозревавший Бенабу в сотрудничестве с британской разведкой, 25 мая запросил секретно-политический отдел, "имеются ли у Вас какие-либо компрометирующие сведения о БУЛГАКОВЕ, его связи и окружении, а также не является ли он Вашим секретным сотрудником". Продолжения эта история не имела.
7 апреля - отрицательный отзыв редактора "ЖЗЛ" А. Н. Тихонова (Сереброва) на биографию "Мольер".
12 апреля - Булгаков направляет ответ на отзыв А. Н. Тихонова с отказом переделывать мольеровскую биографию.
29 апреля - заключение нового договора с МХАТом на пьесу "Бег".
Первая половина мая - предложение Ленинградского мюзик-холла Булгакову написать трехактную эксцентрическую комедию.
18 мая - заключение договора с Ленинградским мюзик-холлом на комедию "Блаженство".
26 мая - начало работы Булгакова над пьесой "Блаженство".
Июнь - Булгакова работает над новой редакцией пьесы "Бег".
10-22 июля - поездка Булгакова с женой в Ленинград для переговоров о постановке "Бега". Встречи с А. А. Ахматовой на квартире художника Н. Э. Радлова.
Лето - осень - продолжение работы над романом "Мастер и Маргарита". Переписка с братом Н. А. Булгаковым по поводу постановки пьесы "Зойкина квартира" в Париже в театре "Старая голубятня".
Сентябрь - продолжение работы над пьесой "Бег". Обсуждение пьесы во МХАТе. Чтение Булгаковым глав "Мастера и Маргариты" на квартире Н. Н. Лямина.
9 сентября - беседа Булгакова с А. М. Горьким во МХАТе.
Октябрь - Булгаков пишет ответы на вопросы анкеты "Литературного наследства" о М. Е. Салтыкове-Щедрине.
11 октября - участвует в обсуждении музыкально-шумового оформления спектакля "Бег" в Художественном театре.
15 октября - прекращение репетиций "Бега" во МХАТе.
9 ноября - Булгаков завершает работу над второй редакцией пьесы "Бег".
29 ноября - решение дирекции МХАТа об исключении "Бега" из планов работы театра.
8 декабря - Булгаков делает наброски к пьесе "Блаженство" с вариантами названий: "Грезы Рейна", "Рейн грезит" и "Острова блаженные".
9 декабря - Булгаков исполняет роль Судьи на просмотре во МХАТе первых шести картин инсценировки Н. А. Венкстерн "Записок Пиквикского клуба" Ч. Диккенса. В дальнейшем в 1934-1935 гг. Булгаков играл эту роль регулярно.
16 декабря - начинает диктовать жене пьесу "Блаженство".
23 декабря - читает пьесу "Мольер" во МХАТе новому составу исполнителей.
25 декабря - возобновление репетиций "Мольера" в Художественном театре.

1934 г.
Январь - продолжение, после перерыва, работы над романом "Мастер и Маргарита".
18 февраля - Булгаковы переезжают в трехкомнатную квартиру в кооперативном писательском доме по адресу: Нащокинский переулок (позднее - улица Дмитрия Фурманова), 35, кв. 66.
Февраль - встречи Булгакова с А. А. Ахматовой, приехавшей из Ленинграда.
23 марта - Булгаков заключает договор на постановку пьесы "Блаженство" с Московским Театром сатиры.
28 марта - заканчивает работу над первой рукописной редакцией пьесы "Блаженство".
31 марта - заключение договора с московской киностудией "Союзфильм" на создание киносценария "Мертвые души" по Гоголю.
11 апреля - Булгаков завершает вторую редакцию пьесы "Блаженство" и 12 апреля читает ее друзьям.
23 апреля - окончание работы над машинописной третьей редакцией пьесы "Блаженство".
25 апреля - Булгаков сдает "Блаженство" в Театр сатиры и читает пьесу труппе.
Конец апреля - подает секретарю ЦИК СССР А. С. Енукидзе заявление с просьбой разрешить двухмесячную заграничную поездку вместе с женой.
Начало мая - Булгаков пишет экспозицию сценария "Похождения Чичикова, или Мертвые души".
10 мая - обсуждает экспозицию киносценария "Похождения Чичикова" с режиссером И. А. Пырьевым и заместителем директора кинофабрики "Союзфильм" И. В. Вайсфельдом.
17 мая - Булгаков заканчивает "Дополнение" к экспозиции сценария "Похождения Чичикова". Вместе с женой заполняет анкеты для получения загранпаспортов.
29 мая - Булгаков подает заявление о приеме в Союз советских писателей.
4 июня - принят в Союз советских писателей.
7 июня - Булгаковым отказано в выдаче загранпаспортов.
10 июня - Булгаков пишет письмо Сталину с изложением истории с отказом в заграничной поездке и просьбой о помощи в этом вопросе. Письмо осталось без ответа.
13 июня - поездка в Ленинград с МХАТом на гастроли.
Июнь - работа Булгакова над киносценарием "Похождения Чичикова или Мертвые души".
20 июня - 500-й спектакль "Дней Турбиных" во МХАТе.
Начало июля - Булгаков читает пьесу "Блаженство" директору Красного театра В. Е. Вольфу.
4 июля - знакомит И. А. Пырьева и И. В. Вайсфельда с первой редакцией киносценария "Похождения Чичикова".
12 июля - начинает новую редакцию романа "Мастер и Маргарита".
17 июля - возвращение Булгаковых из Ленинграда в Москву.
Вторая половина июля - работа над второй редакцией киносценария "Мертвые души".
Конец июля - начало августа - Булгаковы отдыхают на даче в Звенигороде под Москвой. Продолжение работы над киносценарием "Мертвые души".
12 августа - Булгаков завершает и сдает на кинофабрику третью редакцию киносценария "Мертвые души".
15 августа - дирекцией кинофабрики "Союзфильм" киносценарий "Мертвые души" утверждается к постановке.
16 августа - Булгаков заключает договор с киевской киностудией "Украинфильм" о создании киносценария "Ревизор" по Гоголю.
17-23 августа - поездка Булгакова с женой в Киев. Переговоры о постановке "Мольера" в Театре русской драмы и о киносценарии "Ревизор".
25 августа - публикация в многотиражке "Союзфильма" "За большевистский фильм" интервью Булгакова о работе над киносценарием "Мертвые души". Начинает работу над киносценарием "Ревизор". Зарождение замысла пьесы о Пушкине с привлечением В. В. Вересаева для разработки исторического материала.
31 августа - Булгаков знакомится с исполнителями американской постановки "Дней Турбиных" и режиссером постановки Вельсом на его квартире (улица Волхонка, 8).
8 сентября - беседа Булгакова с режиссером МХАТа И. Я. Судаковым о возможности постановки пьесы "Бег".
10 сентября - Булгаков возобновляет работу над романом "Мастер и Маргарита".
15 сентября - режиссер И. А. Пырьев посылает Булгакову экземпляр киносценария " Мертвые души" со своими поправками.
Сентябрь - октябрь - Булгаков делает первые наброски к пьесе "Александр Пушкин".
9 октября - заключение договора с Театром сатиры о переработке "Блаженства" в другую пьесу, впоследствии получившую название "Иван Васильевич".
10-15 октября - работа Булгакова над первой редакцией киносценария "Ревизор".
16 октября - возобновление репетиций "Мольера" во МХАТе.
17 октября - чтение Булгаковым сценария "Ревизор" представителям киевской кинофабрики.
18 октября - на даче В. В. Вересаева Булгаков предлагает ему писать совместно пьесу о Пушкине по булгаковскому плану. Вересаев соглашается.
24 октября - Булгаков завершает работу над второй редакцией киносценария "Ревизор".
Конец октября - завершение первого полного варианта романа "Мастер и Маргарита" из 37 глав.
30 октября - Булгаков начинает новую тетрадь рукописных дополнений к "Мастеру и Маргарите".
3 ноября - генеральная репетиция инсценировки "Пиквикский клуб" во МХАТе с участием Булгакова в роли Судьи.
5 и 18 ноября - Булгаков вносит поправки в киносценарий "Мертвые души".
9 ноября - Булгаков пишет варианты финальной сцены пьесы "Бег" (с самоубийством и без самоубийства Хлудова).
21 ноября - сообщение о запрещении пьесы "Бег".
Конец ноября - знакомство Булгакова с режиссером "Украинфильма" М. С. Каростиным и совместная работа с ним над сценарием "Ревизор". Булгаков начинает пьесу "Иван Васильевич" - новую редакцию "Блаженства".
27 ноября - отказ Московской кинофабрики от поправок, сделанных Булгаковым к киносценарию "Мертвые души", и возвращение сценария на доработку.
1 декабря - премьера спектакля "Пиквикский клуб" в Художественном театре. Булгаков исполняет роль Судьи.
17 декабря - заключение Булгаковым договора с Театром им. Евг. Вахтангова на пьесу о Пушкине.
27 декабря - радиопремьера мхатовского спектакля "Пиквикский клуб" с участием Булгакова.

Назад...  

Вперед...


Copyright by Мария Корда © 2017
Бесплатный хостинг uCoz