Ваша любимая экранизация по Булгакову?
Всего ответов: 1260
«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Еще одно толкование "Собачьего сердца"

  В повести М.А.Булгакова "Собачье сердце" переплетаются фантастическое, мистическое и реальное, комическое и трагическое, легкая ирония и язвительный сарказм. Подобное сочетание отменяет возможность однозначной трактовки действующих лиц и их поступков и создает своеобразный, мгновенно узнаваемый, искрящийся всеми оттенками смеха художественный мир повести. В этом мире совершаются драма пса Шарика и драма человека - профессора Преображенского. Но читатель, став свидетелем драматических событий, чуть было не разрешившихся трагически, не может сдержать смеха, как не может и не задуматься над причинами сложившейся трагикомической ситуации. 

  Свет и тьма соседствуют и перетекают друг в друга не только на московских улицах, но в квартире профессора Преображенского. Шарик, впервые попавший в кабинет ученого, ослеплен убранством комнаты и ее ярким освещением. И странно присутствие в кабинете, "залитом светом", представителя ночной жизни - совы.

     Члены домкома иронично "раскрашиваются" Булгаковым по такому же контрастному принципу: "черный" Швондер, "персиковая" Вяземская, и "блондин" Пеструхин. Филипп Филиппович, сражающийся с домкомом, постепенно багровеет, но в финале эпизода "красным" оказывается уже Швондер. Между прочим, черный (брюнет) Швондер - изначально красный по своим убеждениям.

     Палитра, используемая для описания обеда, выдержана в   цветах: "черная кайма семги и угрей", желтый оттенок сыра, красный - икры - и белый - снег в "серебряной кадушке", хрусталь, белая скатерть, салфетки - и темные бутылки, прозрачная водка - и красное вино, белое мясо птицы и - "окровавленный ростбиф" и вишневая портьера - причем все это залито "пучками стеклянного и серебряного света"

     Кухня Дарьи Петровны - контраст огненных красок, ослепительного сияния фальшивых бриллиантов и черной плиты. В операционной - белый шар лампы, белое сияние, освещающее седину профессора, скрывающуюся под белым колпаком, белое одеяние врачей - и их руки в черных перчатках. Шарик, теряющий сознание, видит "розовых псов": затем розовый цвет сменится интенсивным красным - цветом песьей крови, окрасившей "белый куколь" Преображенского.

     Конечно, мы встретим в повести и другие цвета: зеленый, синий, кремовый, лазоревый, но контрастность мира выражается именно контрастным столкновением белого, черного и "огненного" (золотого и красного) цветов; причем черный и белый соответствуют оппозиционным парам "тьма - свет" и "ад - рай", а золотисто-красный объединяет пары в единое целое, так как огонь ассоциируется прежде всего с адским "интерьером", а золотое сияние - с райским. Впрочем, золото (деньги, богатство) - любимое средство Дьявола для искушения человека, а Бог с помощью огня очищает землю от греха.

Обратимся теперь к композиции "Собачьего сердца", так как именно она открывает читателю авторские намерения.

     К восприятию глобальности происходящего готовят читателя в 1-й главе (своеобразном прологе к "драме") декорации вселенского катаклизма : вечер, снег, ветер, вьюга, взметающая буквы плаката, буржуй и пес, безродный и бездомный . Основные события главы даны глазами собаки, но иногда в ее внутренний монолог вплетается речь автора. Вьюга словно смешивает потоки речи, и читатель не сразу понимает, кому из повествователей принадлежат те или иные оценки.

2-4-я главы - первый акт "драмы". Во 2-й и 3-й мы неторопливо знакомимся с обитателями дома на Пречистенке, с образом их жизни и мыслей и, конечно, с характером пса Шарика. Характер собаки, ее психологические особенности раскрываются через ее восприятие событий и отношение к ним. Но мир, разрушаемый разбушевавшимися стихиями, гораздо шире и сложнее, чем представляется псу, и об этой сложности мы начинаем догадываться благодаря голосу автора-повествователя, ведущего рассказ в этих главах и передающего чувства и оценки собаки традиционно - с помощью прямой речи. Сам автор избегает прямых оценок происходящего; его ироническая улыбка - в деталях композиции, в столкновении реплик, в авторских "ремарках" к действиям.

     4-я глава - кульминация и развязка первого акта "драмы" - операция и предполагаемая смерть Шарика. Эта сцена излагается непосредственно автором-повествователем, подмечающим в своих героях самые противоречивые черты и создающим у читателя неоднозначное впечатление от происходящего: начиная с ужаса перед кровавой операцией и заканчивая восхищением мастерством профессора.

     Второй акт, как и первый, открывается прологом, роль которого играет дневник доктора Борменталя (5-я глава). Автор-повествователь отдает рассказ о чудесном превращении собаки в человека профессионалу, отмечающему факты, но еще не обладающему опытом и проницательностью своего учителя - профессора Преображенского. Переполняющие Борменталя восхищение, недоумение, надежды отражаются в изменении его почерка, что и отмечает автор, якобы не берущийся судить о фантастических событиях. Подобный прием интригует читателя, который вместе с Борменталем и Преображенским пытается разобраться в происходящем.

     В 6-9-й главах рассказ об эволюции "нового человека" ведет сам автор - единственный, кто может держать в поле зрения всех персонажей и объективно изложить все детали совершающейся драмы. Конец 9-й главы рассказывает о новой операции, вызванной покушением Шарикова на жизнь своих создателей.

     Необходимо отметить параллелизм событий в первой и второй частях повести: выбор имени (Шарик - Полиграф Полиграфович Шариков); посещения Филиппа Филипповича домкомом; безобразие, учиненное Шариком-Шариковым (сова - кот); обеды; размышления профессора перед операциями; разговоры с доктором Борменталем; операции. Композиция подчеркивает изменения, происходящие за небольшой отрезок времени в доме и в людях.

     Завершает повесть эпилог, в котором ситуация, благодаря чудесному мастерству профессора Преображенского, возвращена к исходному состоянию первой части, - двойное кольцо замкнулось. Но тут же Булгаков намекает читателю на то, что возможен новый эксперимент, - финал, таким образом, остается открытым.


Copyright by Мария Корда © 2017
Бесплатный хостинг uCoz